четверг, 24 декабря 2009 г.

Обработка фотографий

Здесь я выложу свой алгоритм обработки фотографий. Будет вполне удобно отвечать на вопросы, если они возникнут; дополнять текст скриншотами, если и когда у меня дойдут руки; ну и вообще.

Я снимаю на Canon 400D, с объективами Tamron 17-50mm f/2.8 и Canon 50mm f/1.4.

Для обработки фотографий я использую редактор растровой графики GIMP, бесплатно доступен под Windows, Linux и MacOS.

Плагины для GIMP, которые у меня установлены, и которые я использую в процессе обработки фотографий:


  1. Шумодав GREYCstoration

  2. 2. Скрипт Smart Sharpen (Redux) (без плагина
    Refocus)

  3. Плагин для импорта RAW фотографий UFRaw



Все три плагина работают под всеми тремя операционными системами, поддерживаемыми GIMP. И бесплатны.

Обработка


Типичный процесс обработки фотографии у меня выглядит так:

  1. Выбор фотографии. Если фотография выглядит плохо без обработки, то она будет выглядить плохо после обработки. Из плохой фотографии в графическом редакторе хорошую сделать нельзя, можно лишь слегка улучшить уже хорошую.

  2. Открываем фотографию в GIMP

  3. Делаем копию слоя. Самый первый слой никогда не трогаем - это "оригинал", и он может когда-нибудь ещё пригодиться.

  4. Увеличиваем масштаб до 100%, присматриваемся, и если видим что необходимо - уничтожаем шум.
    • Фильтры->Улучшение->Удаление пятен, радиус=1, уровень чёрного = 1, уровень белого = 256, адаптивное, не рекурсивное (это значения движкой и галочек в фильтре)

    • В плагине greycstoration (меню Фильтры->Улучшение) ставим Geometry Scale = 1.70, Noise Scale - от 0.3 до 0.6, в зависимости от силы шума. И применяем.

  5. К верхнему слою применяем инструмент "Кривые" (меню "Инструменты->Цвет"). Регулируем "черную точку" (левую нижнюю) и "белую точку" (правую верхнюю), чтобы плоские части гистограммы были за пределами кривой. (Иногда этого делать не надо, например если хочется снять сумеречную фотографию с малым количеством светлых тонов, но это редкость и надо быть очень осторожным).
    Кривой придаём очень лёгкий S-образный изгиб двумя точками на кривой (тут необходимо чувство меры, лучше меньше чем больше - без исключений)

  6. Копируем верхний слой

  7. Переводим верхний (новый) слой в чёрно-белый инструментом "Микшер каналов" (меню "Цвет"), с отмеченной галочкой "Монохром". Три движка для каждого из трёх цветов - красный, зелёный и синий - дают достаточно простора для фантазии. Сделайте максимально расивую на Ваш вкус ч/б картинку.

    В принципе, если Вам нравится ч/б вариант, то можно ещё покрутить результат "Кривыми" и закончить на этом. Иначе - продолжаем

  8. К верхнему ч/б слою применяем инструмент "Кривые": тянем кривую за центр, так чтобы картинка стала более светлой. Она станет некрасивой, но это неважно.

  9. Изменяем ч/б слою режим наложения на "Рассеяный свет". Картинка станет опять цветной, с яркими "кислотными" цветами.

  10. Изменяем ч/б слою "непрозрачность" на 10%-30%, на Ваш вкус. Необходимо чувство меры, лучше меньше чем больше.



Сейчас Вы можете пощёлкать по иконке "глаза" возле ч/б слоя, и посмотреть, как меняется результат. У меня почти всегда возникает ощущение, что при включённом ч/б слое картинка выглядит, как будто с неё сдули пыль и вынесли на солнце.

Готово. Теперь надо сохранить в формате редактора GIMP (.xcf) на случай, если позже захочется что-нибудь изменить в картинке.

Экспорт для просмотра на мониторе



  1. Сводим все слои в один (правой кнопкой мыши по окну слоёв, нижний пункт меню)

  2. Изменяем размер изображения на, к примеру, 1024 по максимальной стороне (меню "Изображение")

  3. Увеличиваем резкость.
    После изменения размера резкость фотографии неизменно падает. Для компенсации этого и используются плагины "увеличения резкости". Придать резкости изначально нерезкой фотографии без существенных потерь в красоте картинки невозможно.
    Фильтры->Улучшение->Sharpen (Smart Redux)
    Значения движков:
    USM:Radius = 0.3
    USM:Amount = 0.5
    USM:Threshold = 0
    Значения приблизительные.
    Плагин создаст второй слой, с маской. Маска оставляет открытыми только контуры. Если где-то резкость избыточна, то соответствующие места в маске слоя можно закрасить чёрным. Если резкость избыточна на всей картинке, то можно просто уменьшить непрозрачность верхнего слоя.


  4. "Сохраняем как" через меню "Файл". Формат файла - jpeg (.jpg), на все вопросы об экспорте говорим "да", минимальное "качество" файла 90, лучше 95.



Экспорт для печати


Всё так же, как и для просмотра на мониторе, с некоторыми отличиями:

  1. После сведения слоёв обрезаем под соотношение сторон фотографии (для печати фотографии 10х15см - соотношение 2:3): выбираем инструмент "прямоугольное выделение" на панели инструментов, ставим галочку "фиксированное соотношение" и пишем 2:3. Выделяем область печати, потом выбираем пункт меню "Изображени->Откадрировать в выделение"

  2. При изменении размера картинки ставим желаемое разрешение (лучше 300 точек на дюйм, но можно и 150. И даже 100, если фотография совсем маленькая), и желаемый размер фотографии (например, стандартный, 100х150мм)

  3. При повышении резкости следует использовать другие значения, USM:Amount от 1 до 2, USM:Radius от 0.5 до 1.



Все вышеперечисленное можно сделать в любом хорошем графическом редакторе, умеющем работать со слоями и масками. Например, Adobe Photoshop. Наверное, следует при выборе редактора иметь в виду его цену - кому охота получить срок из-за несовершенства законов?

Этот текст, возможно, будет изменяться и дополняться.